В настоящее время численность этнических мусульман в Республике Удмуртия составляет 120 тыс. чел. или 9% населения. Большинство из них - татары. В республике зарегистрировано около двух десятков мусульманских организаций, каждая из которых имеет мечеть. Все они входят в состав Регионального Духовного управления мусульман Республики Удмуртия муфтия Габдуллы–хазрата Мухамедшина. Большинство мусульманских общин находятся на юге, юго-востоке и севере Удмуртии.
- Если говорить об исламских институтах в высоком смысле этого слова, то, конечно, возрождение ислама в определенных территориях удмуртской республики (юг, юго-восток и север республики – А.С.), конечно же, чувствуется. Если в середине ХХ века мечетей во всей Удмуртии было всего пять: в Ижевске, Воткинске и трех деревнях на севере республики, то сегодня в Удмуртской республике существует 21 мечеть, они строятся даже в тех населенных пунктах, где их и до революции не было. Хотя до революции мечетей тоже было достаточно – более 20.
- А как идет возрождение официальных исламских институтов в вашем регионе?
- Это очень сложный вопрос. Что касается первой части вашего вопроса, то я бы сказала, что нет, если же сузить вопрос до бытового существования татарского этноса, то я могла бы сказать, что да. Этот вопрос сложен тем, что мы должны разделять татар на группы: сельское население, городское население, люди старшего возраста, среднего возраста, молодые люди. По моим ощущениям, люди среднего возраста, социализация которых активно происходила в советское время, т.е. в 1970-е, 1980-е гг., далеки от ислама и воспринимают его только в том объеме, в котором он существует в татарской культуре. Если говорить о тех людях, которым сегодня 70-80 лет, то они знают религию, живут в соответствии с заповедями ислама и совершают многие исламские ритуалы. Интересно отметить, что сегодня ислам стал все более распространяться среди молодых людей.
- А сегодня ислам определяет жизнь татар в деревнях Удмуртской республики, или советская культура размыла этот пласт?
- Ислам для чепецких татар является составной и неотъемлемой частью культуры, когда понятия «татарин» и «мусульманин» неразделимы. Это ощущается даже при разговоре с детьми. Когда ты спрашиваешь: «К какому народу ты принадлежишь?», то ребенок отвечает: «Я – татарин!». Далее ты спрашиваешь: «А почему ты татарин, почему ты не русский или удмурт?», малыш уверенно начинает перечислять характеристики религиозного рода: «Потому что мне мама говорила, что мы не должны есть свинину. У нас по-другому хоронят людей. У нас бабушки особым образом платочек повязывают. У нас девочкам и женщинам не принято ходить на кладбище». Как вы видите, среди характеристик, определяющих этническое самосознание, большая часть в той или иной степени имеют некий исламский характер. И в многонациональной среде Удмуртской республики только татары в массовом порядке исповедуют ислам. А удмурты и русские – в основном христиане - воспринимают татар именно как исламский народ. Именно поэтому две составляющие - этническая «татарин» и религиозная «мусульманин» – у нас неразделимы.
- Диана Габдулловна, вы занимаетесь изучением семейной обрядности и народного ислама среди чепецких татар, проживающих на севере Удмуртской Республики, чем для этой группы татар является ислам?
«Татарин» = «мусульманин»
В 1993 г. с отличием окончила исторический факультет Глазовского государственного педагогического института. Обучалась в аспирантуре при кафедре этнологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Семейная обрядность верхне- и среднечепецких татар конца XIX – ХХ в.». С 2002 г – доцент кафедры отечественной истории Глазовского пединститута. Читает курсы по этнографии татар и этнологии. Автор нескольких научных монографий и десятков научных статей
Касимова Диана Габдулловна. Родилась 23 октября 1970 г. в г. Глазове Удмуртской Республики.
Мы живем в такое время, когда народы, традиционно исповедующие ислам, активно возрождают такие официальные исламские институты, как мечети, медресе, мактабы, открывают магазины и кафе с халяль продукцией. Но все это лишь видимая вершина айсберга. Никуда не исчезает из народной памяти так называемый «народный ислам» - комплекс примет, поверий и правил, которые зачастую оказывают куда более сильное влияние на людскую жизнь, чем звуки азана, звучащие пять раз в день с ближайшего минарета. Особенно ощутимо его влияние в деревнях, размеренную жизнь в которых мало затрагивают стремительные перемены XXI века. Об этом мы беседуем с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры отечественной истории Глазовского государственного педагогического института Дианой Габдулловной Касимовой, занимающейся изучением народного ислама среди татар Удмуртии.
«Народный ислам» в Удмуртии
cделать стартовой »» »» »»Текущая страница | | Вторник 5 Февраль 2013 | 1433 х.
IslamRF.ru: «Народный ислам» в Удмуртии
Комментариев нет:
Отправить комментарий